Национализм, религиозный экстремизм, террористические
проявления, расовая нетерпимость, деятельность молодежных неформальных
группировок и т.д. препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в
социуме.
В связи с этим сегодня одним из основополагающих принципов государственной
политики в области образования является гуманизация. Каждый человек должен быть
подготовлен к безопасному существованию в современном социуме, уметь защитить
себя и своих близких в случае возникновения чрезвычайной, кризисной ситуации
социального происхождения, а также владеть конструктивными способами разрешения
трудных жизненных ситуаций как необходимых условий сохранения жизни.
После событий в г. Беслан в сентябре 2004 г. вероятность совершения терактов
в образовательных учреждениях должна рассматриваться как вполне реальная.
Дети, учащиеся – привлекательный объект для террористов ввиду их относительной
незащищенности и возможности диктовать государству свои материальные или
политические требования, которые с большой вероятностью могут быть приняты для
спасения детских жизней. Кроме того, общественный резонанс таких действий
обеспечивает политическим силам, часто направляющим террористов,
необходимую известность.
Важным в этом направлении является подготовка специалистов по обеспечению
безопасности в социальной сфере, в том числе по вопросам антитеррористической
пропаганды. От компетентности будущих педагогов в данной сфере зависит, в
перспективе безопасность образовательной среды жизнедеятельности подрастающего
поколения.
Одним их компонентов здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
является формирование толерантного сознания в современном обществе.
Экстремизм, как социально-психологическое явление существовал во все
времена. В современных условиях он приобретает массовость и проявляется на
межгосударственном, внутригосударственном, межэтническом, межрелигиозным,
культурологическом, бытовом и других уровнях.
Молодежный экстремизм как массовое явление конца ХХ начала XXI вв. выражается
в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их
отрицании.
Сегодня в России действует около 140 экстремистских молодежных
группировок, общей численностью в 1,5 млн. человек. Уличные формирования стали
устойчивой частью общества.
Большой вклад в развитие предпосылок экстремизма среди Российской молодежи
оказала «массовая культура», когда через СМИ, в том числе Интернет
распространяется информация, стимулирующая у молодежи жестокость, насилие и
желание его применения на практике.
Значительная часть молодежи, морально, духовно и умственно «искалеченная»
массовой культурой, вырастает злой, бездуховной и жестокой готовой к насилию,
что говорит об опасности такой молодежи.
Для России, с проживающим на ее территории разного по этническому и
религиозному составу населения проблема экстремизма представляет угрозу
национальной безопасности.
Крайней формой проявления экстремизма является терроризм.
Современный терроризм отличает ряд принципиально новых качеств, связанных с его
природой, формами проявления, организационной структурой, функциональными
характеристиками. Он наносит удар по политическим, экономическим и культурным
сферам общественной жизни, оказывает массовое психологическое давление,
распространяя идеологию насилия и агрессии в самых устрашающих формах. Ущерб от
деятельности террористов определяется не только прямыми и косвенными
материальными убытками, но и невосполнимой потерей тысяч человеческой жизней,
что обуславливает необходимость поиска новых подходов к решению задач,
заложенных в Концепции национальной безопасности, национальном проекте
«Образование», что в свою очередь требует создания инновационной системы
образования учащихся в данной сфере, готовых противодействовать идеологии экстремизма
и терроризма.
Немало важным в предупреждении молодежного экстремизма является формирование на
федеральном уровне стратегии развития системы образования, которая
является одним из важнейших инструментов формирования у молодого поколения
активной гражданской позиции, воспитания социальной инициативности, чувства
патриотизма и гордости за свою страну.
В российской науке все отчетливее признается особая роль проблем молодежи на
современном этапе развития нашего общества. Молодежь представляет собой и
фактор политического баланса, и воспроизводственный потенциал нации.
Одной из актуальных проблем современного российского общества является
проявление расовой нетерпимости, национализма, ксенофобии, в том числе
среди представителей неформальных молодежных объединений.
Учебно-воспитательная и научная информация по вопросам профилактики идеологии
терроризма и экстремизма носит опережающий характер: начинается с первого года
обучения в вузе, и способствует предотвращению социальных отклонений,
стрессовых и конфликтных ситуаций в период обучения, формированию культуры
безопасности.
Основные принципы реализации антитеррористической пропаганды в вузе.
Принцип актуальности заключается в изучении вопросов, связанных с
возникновением потенциальных угроз и опасностей террористического характера с
учетом ведомственной принадлежности, региональных особенностей и пр.
Принцип информационного опережения заключается в обучении правилам личной
безопасности.
Принцип активного участия обучаемых заключается в применении активных форм
обучения (тренинги, дискуссии, круглые столы и др.). Студента необходимо
рассматривать не только в качестве объекта, но и субъекта, активного участника
антитеррористической пропаганды, способного к саморазвитию, самообразованию и
самосовершенствованию.
антитеррористической пропаганды и их апробация в ходе педагогической практики.
Принцип информационной безопасности состоит в четком отборе информации по
вопросам личной безопасности.
Принцип оптимистического характера заключается в формировании у учащихся уверенности
в возможности предупреждения опасных ситуаций.
^Антитеррористическая
пропагандапойдет впустую, если не учитывать и особенности психики
человека, которая противится формулам «Запрещено», «Нельзя», «Ты обязан» и т.д.
Соблюдая правила личной безопасности, человек сможет принять наиболее
правильное решение в опасной ситуации, а возможно, после анализа собственных
действий избежит ненужного конфликта. Да и к встрече с террористом он будет уже
готов, а значит, его шанс сохранить жизнь и здоровье увеличивается. Но дать
правила на все случаи жизни почти невозможно, поэтому, пользуясь знаниями и
навыками необходимо находить выход из сложившейся экстремальной ситуации.
В современном постоянно меняющемся мире проблема национального, этнического,
социального и политического экстремизма стоит особенно остро.
Участились случаи ксенофобии и национализма, главным участником которых
является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения
общества. На настоящий момент в России существуют партии и организации,
попадающие под определение экстремистских. По своей идеологической
направленности такого рода экстремистские объединения бывают, как правого,
левого, так и религиозного толка и, в каждой из них существует определенная
группа молодежи, всеми силами стремящаяся способствовать деятельности такого
объединения. Все большую угрозу представляет терроризм.
Реализация антитеррористической и антиэкстремистской пропаганды,
во-первых, должна способствовать формированию в молодежной среде толерантной
среды, во-вторых - развитию культуры безопасности, и, наконец, способствовать
профессиональной подготовке будущих педагогов этом направлении.